- ЭКРАНИЗАЦИЯ
ЭКРАНИЗА́ЦИЯ, воссоздание средствами кино и телевидения произведения иного рода искусства (литературы, театра, в т. ч. оперы, балета). Э. (как и инсценировка) осуществляется при посредстве сценария. На первых порах сводясь к иллюстрации, к «живым картинам», навеянным сюжетом известных произведений, Э. в дальнейшем обретает все большую глубину интерпретации литературы и одновременно художественную самостоятельность. Истолкование становится порой полемическим (например, фильм «Евангелие от Матфея» П. П. Пазолини, дословно придерживаясь текста Священного писания, в то же время отмечен спором с традиционным христианством), нередко сопровождается изменением исторического и национального колорита, места действия (фильм А. Куросавы, перенесшего действие «Идиота» Ф. М. Достоевского в японский город после 2-й мировой войны 1939 1945). «Оптимальной» Э. принято считать такую, когда целью кинематографистов становится создание зрелищной аналогии экранизируемому произведению, перевод его на язык кино с сохранением главных особенностей содержания и стиля. При этом естественны отказ от «буквализма перевода», сокращение побочных линий, концентрация действия, связанная с ограниченной длительностью киносеанса (хотя, например, «Война и мир» Л. Н. Толстого экранизирована С. Ф. Бондарчуком в 4 сериях, а «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси превращена английскими режиссерами в телефильм из 26 серий). Подобный тип Э. утвердился с приходом звука, со становлением «прозаического кино» и романной формы на экране.
Литература:
Погожева Л., Из книги в фильм, М., 1961;
Фрадкин Л., Второе рождение. Некоторые вопросы экранизации, М., 1967.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.